День на пище, приготовленной роботами

Во всем мире наблюдается тренд автоматизации сферы общественного питания с помощью робототехники. Особенно это чувствуется в центре Кремниевой долины, где уровень инноваций на порядок выше, чем где-либо в мире.

Здесь есть роботизированные кафе, магазины по продаже бургеров и сервисы по доставке пиццы, не считая бесчисленное количество торговых автоматов. Журналистка Вивьен Хо отправилась в гастрономический тур по заливу Сан-Франциско для дегустации вкуса технологий.

Очаровательный электронный бариста

Ее день начался с чашки кофе в CafeX, где она встретила Франциско, танцующую и вращающуюся роботизированную руку. Это был, пожалуй, самый дружелюбный бариста, которого она когда-либо видела в Сан-Франциско, в городе, где кофе – это вид искусства, а за прилавком стоят устрашающего вида художники.

Он сидел за стеклянной перегородкой. Опекающие его люди всегда находились рядом, сновали туда-сюда и привлекали прохожих. CafeX работает в торговом центре Metreon с 2017 года, но действия Франциско по-прежнему собирают толпы людей. Туристы сгрудились вокруг элегантного футляра для фото- и видеосъемок манипуляций робота. Многие из них делают заказы, чтобы только посмотреть, как работает Франциско. 

Он предлагает те же самые высококачественные сорта кофе, что и большинство других кофеен, предоставляя клиенту выбор между зернами Intelligentsia, Ritual и Equator, а также между местным органическим молоком Clover и шведским овсяным молоком. Мокко со льдом Вивьен Хо за 5 долларов 20 центов получился без каких-либо проблем. Наблюдая за его приготовлением, она поняла, что, несмотря на футуристичный вид Франциско, многое из его манипуляций сродни работе автоматической кофе-машины в местном супермаркете 7-Eleven. Конечно, напиток, который он передал ей через отверстие, был гораздо качественнее стандартного кофе из эспрессо-машины. Однако при всем своем мастерстве и динамизме все, что действительно делал роботизированный бариста — это нажимал кнопку.

Но как он работал! Это было похоже на целое представление. Франциско готовился как щенок к игре, двигая когтем взад-вперед. Через несколько минут Вивьен привязалась всем сердцем к этой роботизированной руке, к этому маленькому двигателю, к этому кусочку бесчувственного металла. Журналистка простила ему все огрехи, и ведь он действительно ошибался.

При заказе латте со льдом за 4 доллара и 16 центов вместо того, чтобы подать красивый сосуд с молочно-зеленой жидкостью, Франциско вылил немного зеленого липкого отвара на дно чашки. Ассистенты Франциско тотчас же ринулись в бой, открыв дверь в его стеклянную комнату. Тогда гостья спросила, что они делают. В ответ услышала о решении технологической проблемы самым распространенным способом, то есть методом перезагрузки. Со второй попытки Франциско положил слишком много льда в чашку, и один из курирующих его людей принес свои извинения за этот более презентабельный напиток.

Вивьен задала вопрос ассистенту: привязывалась ли она когда-либо к Франциско так же, как и сама журналист? Девушка посмотрела на клиентку так, будто у нее спросили: не испытывала ли она чувства к неодушевленному предмету?

Дегустация бот-бургеров

Вторая остановка была в Creator, где гамбургеры делают роботы. Это почти единственное, что они делают. В заведении люди явно побеждают в войне против машин. Персонал приветствует вас у двери для принятия заказа. Меню составляет шеф-повар. Картофель фри, салаты и гарниры тоже готовят люди.

Но, как и в CafeX, наличие робота заставляет гостей выстраиваться в очередь у дверей, чтобы попасть в ресторан. Если вы предпочитаете питаться в автоматизированных закусочных во избежание людей, то это явно не ваш выбор. Во время визита Вивьен Хо здесь наблюдалось скопление клиентов в пугающем количестве. Они окружили машины, чтобы наблюдать за процессом формирования гамбургера на конвейерной ленте: от поджаривания и приготовления соусов до нарезки и укладки овощей, измельчения и плавления сыра и, наконец, выкладки котлеты.

Ресторан обслуживают две машины — одна за прилавком, а другая сбоку для удобства просмотра. Вивьен спросила сотрудников: дали ли они имена первым в мире роботам, готовящим гамбургеры? Ей четко дали понять, что они не стремятся очеловечивать свои машины. Эти роботы явно отличались от Франциско — они были просто кулинарными устройствами. Каждое действие имело свою определенную цель, например, нарезка овощей. Некоторые исследования говорят, что при долгом хранении нарезки вкус лука становится горьким, поэтому машина нарезает его отдельно на каждый бургер. Здесь ничего не будет переворачиваться и вертеться только для вашего развлечения.

Опять же, эти машины не просто нажимают кнопку. За ними — экраны со сложным кодом и станция с ноутбуками, клавиатурами и людьми, контролирующими, что все идет хорошо. И гамбургеры, приготовленные роботами, намного превосходят по вкусу те, которые пробовала Вивьен до этого. Говядина сочная и хорошо приправленная, а разнообразие рецептов, созданных поварами-людьми, поражает различными вкусовыми оттенками. Им явно удается утолить тот зуд, который заставляет вас отправиться на поиски бургера. Почти все они стали любимыми для Вивьен. Сперва Tumami за 6 долларов и 7 центов, прежде чем она вспомнила, что перед ней лежат еще два бургера на пробу. Сразу после этого у дегустатора появилось два новых фаворита — Recreator за 6 долларов и 7 центов и Burger Food Street за 7 долларов 7 центов. В этих гамбургерах все кажется свежим: от говядины до соусов и овощей. Трудно представить, что их приготовили машины.

Перегретый рамен

Вивьен Хо вернулась в торговый центр Metreon, чтобы сделать третью остановку у Yo-Kai Express, торгового автомата, подающего горячую лапшу рамен. Впервые она столкнулась с машиной без присутствия человека, и это был ужасный опыт. Вивьен сделала заказ на сенсорном экране, который показывал слишком много предупреждений о том, что рамен будет горячим. Затем она терпеливо ждала 30 секунд в ожидании своего заказа за 13 долларов 7 центов.

К ужасу журналистки машина выдала рамен в полузакрытом контейнере, накрытой красной пластиковой крышкой. Это было похоже на ингредиенты колбасы до того, как они превращаются в кашу.

Как автомат и предупредил ее, рамен действительно был очень горячим. Она едва донесла блюдо до стола, боясь лишиться пальцев. Сняв крышку, Вивьен обнаружила, что суп покрыт двумя слоями лапши, выглядящей как пластик. Она хлебнула немного бульона с натрием и безвкусную лапшу и испытала глубокое разочарование. Для полной картины девушка сунула кусочек жевательной свинины в рот, а затем выбросила в мусор большую часть чашки. Когда она уходила с недовольным видом, находившийся в нескольких шагах Франциско весело помахал ей рукой.

Несуществующий чай

После всего этого Вивьен не помешало бы ополоснуть рот, но вместо этого она нашла неработающего робота. Встреча с TeaBOT была похожа на посещение открытого магазина с полным ассортиментом товаров, внутри которого никого нет, кроме вас. Журналист наткнулась на автоматизированную машину размером с тележку и обнаружила, что разъем для кредитных карт работает, но экран сенсорной панели полностью черный.

Чайные листья заманчиво заполняли прозрачные цилиндры с этикетками, рекламирующими сорта йерба матэ, масала, жасмин, сенчу, ромашку и ройбуш. Специальные крышки, предназначенные для фильтрации чая, стояли в боковой камере. Все казалось готовым для клиента, но никак невозможно оформить заказ.

На веб-сайте компании это местоположение в Сан-Франциско по-прежнему указано действующим, но это явно не так. Кто знает, может быть, робот на больничном?

Идеальный багет

После неудачи с раменом туристка ожидала худшего от торгового автомата с хлебом, расположенного в торговом центре на юго-западной окраине города. Но, несмотря на плохое предчувствие, она обнаружила свежий, пушистый багет, похожий на тот, который обычно покупает в продуктовом магазине.

Машина вмещает ограниченное количество багетов, и Вивьен случайно купила последний из них.

Вставив свою карточку, за 4 доллара она получила теплый, но не обжигающий как горячий рамен, а идеально поджаренный багет. Вивьен тут же, на ходу отломила кусок и была приятно удивлена его свежестью. Корка хорошо хрустела во рту, в то время как середина была пушисто мягкой.

Единственная проблема с багетом заключалась в том, что рядом не оказалось автоматов по продаже масла или кулинарных устройств с клубничным вареньем, или на худой конец Франциско, вертевшего идеальную тарелку с сыром и колбасой. Вивьен понимает, что эта машина не предназначена для журналистов, устроивших квест с приготовленной роботами пищей, но уж очень скучно есть один лишь хлеб.

Необычайно хорошая пицца

Заключительное путешествие Вивьен привело ее из Сан-Франциско в Маунтин-Вью, в здание Google. Здесь единственный раз за день она задалась вопросом: действительно ли робот участвовал в процессе готовки пищи?

У нее возникли сомнения по поводу Zume Pizza. Ведь судя по ее наблюдениям, это не то место, где можно просто зайти и получить кусочек. Оказалось, что здесь роботы и люди совместно готовят пиццу, а затем в полуобжаренном виде отправляют для доставки в грузовик, оборудованного печами, где она доводится до полной готовности в пути к конечному пункту назначения. Если туристку не испугал кошмарный рамен, то определенно не остановит и пицца, вкус которой зависит от доставки.

Вивьен прибыла по указанному адресу в Маунтин-Вью только, чтобы найти офис компании. Женщина на стойке регистрации сказала ей, что не существует другого способа покупки, кроме как заказать доставку пиццы. Поэтому журналистке привезли блюдо сержанта Пепперони прямо в офис.

Компания гордится быстрой доставкой заказа по сравнению с другими пиццериями. И в этом отношении Zume Pizza держит слово. Вивьен заказала в 16.46, а доставщик прибыл в 16:59. Она ожидала увидеть грузовик для доставки, изображенный на веб-сайте компании и запекающий пиццу в пути. Но вместо этого приехал человек в серебристом седане с пиццей в термосумке на заднем сиденье.

Вивьен устроилась за столиком для пикника возле офиса и открыла запечатанную коробку пиццы. Ее сразу же обдало волной пара. Пицца была такой же горячей как рамен из торгового автомата. Может быть роботы думают, что именно так люди оценивают качество блюда — «оно должно буквально гореть»?

Ожидая пока остынет пицца, журналистка покопалась в ней и нашла всё соответствующим необычайно высокому уровню. Тесто хорошо хрустело, но еще было достаточно мягким, сыр был расплавленным и липким, а пепперони был большим и свежим. Но что-то во всем этом было настолько невероятно мягким и привычным, что напомнило ей незаменимую замороженную пиццу без названия, которую ты запихиваешь в духовку в те вечера, когда не хочется готовить.

Сама пицца стоила 9 долларов 99 центов, но с оплатой доставки и налога в размере 4 доллара 99 центов, стоимость еды составила 16 долларов 33 цента.

По пути в TeaBOT она вспомнила последнее свое посещение чайного магазина Crown and Crumpet в Japantown в Сан-Франциско. Гостья обратилась к серверу за рекомендациями, и только благодаря его совету обнаружила Stardust, сверкающую смесь черного чая с настоящим блеском внутри, на вкус как ясный осенний день незадолго до заката. Учитывая те испытания, которым она подвергла свою желудочно-кишечную систему, это было настоящей магией.

Людям нравится упоминать магию, когда они говорят о роботах и пище, приготовленной ими. Но даже если бы TeaBOT работал полноценно, Вивьен не испытала бы такого волшебства, как в Crown and Crumpet. TeaBOT не смог бы спросить, какие ей нравятся сорта чая и не разглядел бы ее индивидуальность и одежду. Даже Франциско со всей его харизмой и зрелищностью может лишь нажимать кнопку.

В течение всего дня, когда журналистка питалась только продуктами, приготовленными роботами, она заметила, что большинство людей, которые стекались в эти места, были там ради новшества в еде. Они хотели быть пораженными. Они хотели магии.

Возможно, некоторые из них получили то, чего хотели.

Что касается Вивьен Хо, то она не почувствовала никакого волшебства. Магия — это изобретение человека.